Печать
Категория: Реклама
Просмотров: 2420

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

И на содержании, и на способах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежит неустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массового потребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующие нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.

Напротив, посредством повседневного массового «облучения» низкопробными эстетическими изделиями достигается образование усредненных «одномерных» личностей, успешно пополняющих конгломерат «правильных» потребителей.

Профессор Иллинойского университета (США) Г.С. Киселев замечает по этому поводу:

Человек массового общества — это прежде всего, неполный, частичный, несостояешийся человек. Он не знает и не выполняет главной своей задачи — продвигаться по пути преображения. Он не очеловечивает, не одухотворяет мир вокруг себя, он застрял, он неподвижен.

В связи с этим можно говорить уже не только о проектировании предметного и духовного мира применительно ко вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.

Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот — это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливами цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка» продукта, как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса, охарактеризованным здесь раннее.

Обобщая вслед за многими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, отметим следующее:

  1. продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;
  2. массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивает их создание по стандартизированным конструктивным схемам;
  3. изобразительная яркость и содержательная экспрессия — обязательные факторы успешного творчества в этой сфере;
  4. происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности.

Зададимся вопросом: Только ли негативны последствия формирования массовой культуры для человечества? Однозначным согласием на такой вопрос, на наш взгляд, ответить нельзя. Надо иметь в виду сложный комплекс различных аспектов развития цивилизации.

Спонсор статьи предлагает контекстную рекламу, раскрутку сайтов и продвижение сайтов.