Клировая ведомость о Николаевской церкви ст.Курской Владикавказской епархии, 1890 г.

1. Церковь основана в 1795 году, а освящена в 1800 г. Построена на пожертвования прихожан: деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, холодная, крытая железом, крепка. В 1877 г. к ней пристроены по обеим сторонам два придела из такого же материала. Ограда вокруг церкви из саманного кирпича, на каменном фундаменте, покрыт камнем.
2. Престол в ней один - во имя Святителя Чудотворца Николая.
3. Утварью достаточна.
4. Причта по штату положено: один священнник и один псаломщик.
5. Земля для причта есть: для священника 60 и для псаломщика 30 десятин.
6. Дом для священника устроен обществом о двух комнатах с кухней, под земляною крышею, весьма ветхий. Псаломщик получает от общества квартирное содержание 30 руб. в год
7. На содержание причта получается от казны жалования священнику 135 руб. и псаломщику 45 руб. сер. в год. Кроме того причт пользуется общественным отоплением. Вообще же содержание причта скудное.
8. Земли, отведенной для церкви, нет.
9. Зданий, принадлежащих сей церкви, нет, кроме церковной сторожки из саманного кирпича о двух комнатах чрез сени: в одной помещается церковный сторож, а в другой - станичная школа.
10. Церковь от епархиального города в 140 верстах, а от местнаго благочиния в 60.
11. Ближайшая к сей церкви Михаило-Архангельская ст.Государственной и Николаевская - Павлодольской, обои в 35 верстах.
12. Домовой церкви в сем приходе нет.
13. К сей церкви резолюцией Преосвященного Германа Епископа Кавказского в 1884 г. приписаны пещеры, находящиеся в горе, близ церкви, в ней часовня из жженного кирпича.
14. Закон Божий в местной станичной школе преподает священник, в вознаграждение за это получает от общества 40 руб. сер. в год.

Священник Менандр Андреев Исконицкий, сын Коллежского ассесора, получив домашнее образование, выдержал установленные испытания и получил свидетельство на звания учителя уезднаго и учителя сельскаго приходскаго и начальнаго народнаго училищ и служил по учебному ведомству с 1879 по 29 июня 1886 г. В 1886 г Преосвященнейшим Иосифом, Епископом Владикавказским рукоположен в сан диакона к Казанской церкви ст. Подгорной, Терской области. В том же году в августе месяце, по прошению тем же Епископом определен к Вознесенскому собору г. Георгиевска на штатное место диакона с тем, чтобы быть и учителем церковно-приходской школы. В 1887 г. в декабре месяце за заслуги на пользу устроенной при Георгиевском Вознесенском соборе церковноприходской школы преподано ему Архипастырское благословение Преосвященнейшаго Иосифа, Епископа Владикавказского, с изъявлением благодарности. В 1888 г. 8 сентября Преосвященнейшим Иосифом рукоположен в сан иерея к Живоносно-Источнической церкви г. Кизляра. 23 сентября 1889 г. по прошению Преосвященнейшим Петром, Епископом Владикавказским переведен к Николаевской церкви ст.Курской.
Грамоту на сан имеет за № 405. Лет ему 27.
В семействе у него жена Анастасия Кондратова, 25 лет.

Псаломщик Александр Диденко.

Церковный староста Давид Диденко.

----------------------------------------------------------------------

Владикавказские Епархиальные Ведомости (№ 22 от 15 ноября 1895 года)
Столетие приходского храма станицы Курской.
В 16 день октября сего года прихожане Николаевской церкви станицы Курской, с разрешения Преосвященного Владимира, праздновали столетие своего приходского храма.
По рассказам старожилов, (что записано и в церковной летописи) первое поселение на месте теперешней станицы относится к 60-м годам XVIII столетия. Это была небольшая горсть крестьян Курской губернии, корочанского уезда, селения Коломыйцевки, состояшая из 10-15 семейств. Такое небольшое поселение из года в год постепенно пополнялось до 1795 года, когда образовалось до 70 семейств. В это время возникла мысль о постройке храма, на что и последовало благословление Преосвященного Гаия, Епископа Моздокского и Мажарского, выраженное в грамоте за № 693, которая доселе хранится в церкви. При общем единодушии и усердии храм возник очень скоро, благодаря тому обстоятельству, что здесь были вековые леса из дуба и карагача. Лес и теперь еще очень хорош на храме, так что храм, просуществовав сто лет, доселе, очень крепок. В 1876 году он расширен пристройкою приделов, для чего нужныя средства были предложены прихожанам взаимообразно священником о. Константином Хламовым.
В 1829 году Курская из гражданского селения переименована в станицу.
Большой прирост населения произошел в 1848 году, когда сюда пришло 70 семейств казаков из Харьковской губернии, которые и положили начало станице на левую сторону реки Куры.
В последний раз станица пополнилась в 1882 году 27 семействами, переселившимися из ст. Сунженской.
Теперь коренных жителей, кроме хуторян – собственников из крестьян разных губерний, 202 двора с населением обоего пола 1175 душ.
К примечательностям нашей страницы относятся приписанные в 1884 г. К церкви пещеры с часовней. Пещеры эти вырыты в 1840-х годах казаком Василием Семеновым из крещеных горцев, который состоял сторожем при церкви и выделывал восковые свечи для церковного употребления.
Побуждением к устройству пещер был, по рассказам, необыкновенный случай в жизни Семенова. Служа в горском полку, он пас лошадей в степи близ Моздока. Однажды поднялась страшная буры: налетевший вихрь поднял Семенова и отнес его верст за 20 от места происшествия. При этом Семенов повторял первые два слова молитвы Господней «Отче наш» (молитвы он не знал и был, вероятно еще магометанином) и дал обет посвятить остальную жизнь на богоугодные дела. Сходивши на богомолье в Киев, он, по возращении, и вздумал вырыть пещеры на подобие Киевских.
Главный ход пещер тянется саженей на 13, потом разветвляется на три хода: первые два – саженей 15 – 17, а последний 7 – 9. Ширина ходов арш. 1 ½, высота 3 и менее. При пещерах – подземная часовня и келья, внутри пещер колодезь и два гроба – деревянный и каменный. В 60 годах Семенов вторично отправился в Киев, где и поступил в число Лаврской братии.
Кто был первым священником новосозданного храма, из церковных документов не видно. С начала нынешнего столетия священники служили преемственно в таком порядке: Иоанн Борисов (1801 – 1805). 1806 – вакансия, Матфей Васильев (1807), Иоанн Алексеев – прикомандированный из ст. Государственной (1808 -1811), Захария Васильев – грузин (1812 – 1815), Иоанн Алексеев в другой раз приходским (1816 – 1818), Андрей Руденко (1819 – 1821), 1822 – вакансия; Петр Иванов (1823 – 1824); Иоанн Васильев (1825 – 1827); Гавриил Лашков (1828 – 1829); 1830 – вакансия; Евстафий Егоров – прикомандированный из ст. Новоосетинской, ранее служивший при сей церкви дьячком 24 года (1831); Иоанн Богданов (1832 – 1850); Иоанн Доспелов (1850 – 1851); Александр Яковлев (1852 – 1858); Иоанн Михайловский (1859 – 1860); Александр Коноплев (1861 – 1863); Иоанн Васильев (1864 – 1870); Аристарх Карагичев (1871 – 1873); Сильвестр Терновский (1873 – 1875); Константин Хламов (1875 – 1879); Николай Малинин, ныне в ст. Прохладной, (1879 – 1887); Косма Фоменко – умерший (1887 – 1889); Меандр Исконицкий (1890 – 1892); (ныне ст. Терской); Иоанн Денисов, в 1892 г., ныне ст. Новопавловской; Александр Куплетский (убит) (1892 – 1893); Алексей Никольский, в 1894 г., ныне в слоб. Нальчик.


К празднованию столетия своего храма прихожане стали готовиться еще с прошлого года. По предложению бывшего приходского священника о. Никольского, был возобновлен иконостас на общественные средства на сумму 1750 рублей. Иконостас был готов и установлен 12 декабря 1894 года, а в сем году пять человек из прихожан, отдельно, от себя, устроили икону для приделов и сделали другие пожертвования на сумму 537 руб., за что и удостоены Архипастырского благословения – четверо с выдачей грамот. Грамоты им были вручены о. благочинным в день праздника.
Самые празднование происходило в таком порядке: с вечера отслужены – малая вечерня, а потом всенощное бдение с освещением хлебов, величанием храмовому Святому и чтением акафиста. Утром – утреня, освящение воды и литургии соборным служением; после литургии троекратное обхождение храма, по древнему чину, с окроплением св. водой, с чтением евангелий и с заупокойным поминовением строителей, благотворителей, иереев, ктиторов и прихожан храма и с возглашением им вечной памяти, а затем в самой церкви – положенный молебен с многолетиями. Вечером отслужена вечерня и прочтен акафист св. Николаю.
В соборном служении принял участие о.благочинный, священник Николай Малинин с диаконом Григорием Ковтуновым, священник селения Ново-Бурукшунского, Ставропольской епархии, о. Гавриил Шульгин (как ближайший сосед, прихожане которого лет 12 тому назад были прихожанами нашего храма) и приходской священник, с хором певчих.
Были сказаны приличествующие случаю поучения: на литургии благочинным Малининым, на молебне – священником Г.Шульгиным, а вне богослужебное собеседование после вечерни вел приходской священник.
На состоявшейся после молебна праздничной трапезе были провозглашены здравицы за ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Царствующий Дом, за Преосвященнейшего Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского, и др.
Здесь-же предложено было о.благочинным ознаменовать этот день, согласно с желанием нашего Архипастыря, каким-либо добрым делом. Прихожане тотчас изъявили готовность построить здание для школы, на что некоторые лица сделали пожертвования деньгами и материалом. Кроме того, присутствовавший на празднике прихожанин есаул Ив. Ив. Медведев предложил устроить в ознаменование этого же дня бесплатную народную читальню. Сочувственно отнеслись все к этому предложению и по подписному листу собрано на первое обзаведение читальни до 80 руб. Более 200 руб. собрано по предложению приходского священника на переливку большого колокола.
Вообще праздник с его торжественными богослужениями значительно способствовал оживлению религиозного самосознания жителей. Даже баптисты отнеслись к празднику почтительно, без присущих им злословий и нареканий. Одно только омрачило наш праздник: прихожанам особенно желательно было видеть на нем своего Архипастыря, Преосвященнейшаго Владимира, молиться с ним и слышать его слово. Но недостаточность перевозочных средств, в виду отдаленности станицы от железной дороги (60 верст), к глубокому прискорбию прихожан, не позволила иметь это утешение.
Священник Николай Лавров.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить